Потребность любить кого-то заложена в каждом — это основа жизни. СУТРА 9 тасминн ананйата тад-виродхишудасината ча тасмин — по отношению к Нему; ананйата — безраздельная преданность; тат — Ему;виродхишу — к тем вещам, которые противоречат; удасйната — безразличие; ча — и. Помимо этого, отрешенность означает безраздельную преданность Господу и безразличие к тому, что препятствует служению Ему. КОММЕНТАРИЙ: Исключительность преданного служения описывает также Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11): анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавртам анукулйена кршнану-шйланам бхактир уттама «Для развития преданного служения высшего уровня нужно избавиться от всех материальных желаний, отказаться от изучения философии монизма и от кармической деятельности. Преданный должен непрестанно служить Кришне с любовью, как того хочет Сам Кришна». Чистые преданные настолько принципиальны в своем стремлении бескорыстно служить Верховному Господу, что отказываются от любых видов освобождения, даже если им его предлагает Сам Верховный Господь. Это подтверждается в #ШримадБхагаватам (3.29.13). Существует и такое явление, как «смешанное преданное служение», которое предшествует ступени чистого преданного служения. Иногда его называют пракрита-бхакти, преданным служением, смешанным с материальными желаниями. Шрила Прабхупада пишет: «Пока в действиях преданного сохраняется малейшая примесь корыстных мотивов, следует понимать, что его преданность осквернена тремя гунами материальной природы» (Бхаг., 3.29.9, комм.). Таким образом, смешанная преданность может находиться под влиянием различных сочетаний гун невежества, страсти и благости. В «Шримад-Бхагаватам» (3.29.10, комм.) #ШрилаПрабхупада подробно объясняет это: Существует восемьдесят одна разновидность преданного служения в гунах невежества, страсти и благости. Имеются в виду слушание, воспевание, памятование, поклонение Божеству в храме, вознесение молитв, служение, принесение в жертву всей своей собственности и т.д. Есть слушание в гуне страсти, в гуне невежества и в гуне благости. Подобно этому, воспевание также может относиться к гунам невежества, страсти или благости и т.д... Преданный должен подняться над всеми видами оскверненного, материалистического преданного служения, чтобы достичь уровня чистого преданного служения. Один из видов смешанного преданного служения называется гьяна-мишра-бхакти, преданным служением, смешанным с эмпирическим знанием. Шрила Прабхупада пишет: «Обыкновенные люди, пребывающие под влиянием авидья-шакти, или майи, лишены знания и любви к Богу. Но, когда человек, достигший чуть более высокого уровня и называемый поэтому гъяни, продолжает свое продвижение по пути духовного развития, он становится гьяна-мишра-бхактой, то есть преданным, чья любовь имеет примеси эмпирического знания» (Бхаг., 4.9.16, комм.). Определение бхакти, которое дает Нарада, — «безраздельная преданность Господу» — относится к чистому преданному служению в освобожденном состоянии. То же самое отмечает Шрила Прабхупада в комментарии к первой сутре «Нарада-бхакти-сутры». Там он говорит, что чистое преданное служение начинается после того, как живое существо достигло уровня брахма-бхуты, освобождения. Чистый преданный — акама, свободен от материальных желаний. Он сознает свое истинное положение и черпает удовлетворение лишь в служении Верховному Господу. Шрила Прабхупада пишет: «В своих „Сандарбхах“ Шрила Джива Госвами описывает это состояние следующим образом: бхаджанййа-парама-пуруша-сукха-матра-сва-сукхатвам. Это означает, что единственным источником счастья для человека должно быть сознание того, что он доставил удовольствие Верховному Господу» (Бхаг., 2.3.10, комм.). В данной сутре Нарада Муни утверждает, что чистый преданный «безразличен к тому, что препятствует служению Ему Господу». Если на пути своего служения Господу преданный встречает какую-то преграду, он молит Господа устранить ее. Замечательный пример — молитвы царицы Кунти: атха вишвеша вишватман вишва-мурте свакешу ме снеха-пашам имам чхиндхи дрдхам пандушу вршнишутвайи ме ’нанйа-вишайа матир мадху-пате ’сакрт ратим удвахатад аддха гангеваугхам уданвати «О владыка вселенной, о душа мироздания и олицетворение вселенской формы, разруби же узел моей привязанности к родным — к Пандавам и Вришни. О повелитель Мадху, как Ганга вечно течет к океану, не зная препятствий, так я хочу всегда стремиться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого» (Бхаг., 1.8.41-42). Лучшим примером преданных, не позволяющих никаким помехам вставать на пути их служения Кришне, являются гопи Вриндавана. А из всех гопи лучшая — Шримати Радхарани. Ее решимость служить Кришне прекрасно описана в следующем стихе из «Видагдха-Мадхавы» (3.9) Шрилы Рупы Госвами: хитва дуре патхи дхава-тарор антикам дхарма-сетор бхангодагра гуру-шикхаринам рамхаса лангхайантй лебхе кршнарнава-нава-раса радхика-вахинй твам ваг-вйчйбхих ким ива вимукхй-бхавам асйас таноши «О Господь Кришна, Ты подобен океану, а Шримати Радхарани — реке. Она притекла к Тебе издалека, оставив позади дерево — Своего мужа, прорвавшись через дамбу общепринятых норм поведения и силой Своего течения преодолев холмы — Своих старших родственников». Хотя чистая преданность Господу Кришне исключает все остальное, не следует считать ее сектантской религиозностью ограниченных людей. Господь Кришна — Верховная Личность Бога, источник всего сущего, поэтому любовь к Кришне включает в себя любовь ко всем живым существам. Шрила Прабхупада объяснял это на примере девушки, которая, выходя замуж, становится членом семьи мужа. Просто выйдя замуж за одного человека, она сразу оказывается в родственных отношениях со всеми членами его семьи, которые отныне становятся ее деверем, свекром, свекровью и так далее. Точно так же, когда мы, преданно служа Кришне, связываем свою жизнь с Ним, мы входим в Его семью, которая включает в себя всех живых существ. #ШрилаПрабхупада объясняет это в предисловии к «Нектару преданности»: «Потребность любить кого-то заложена в каждом — это основа жизни. Невозможно жить, никого не любя... Нам лишь недостает знания о том, на кого направить свою любовь, чтобы все были счастливы... „Нектар преданности“ учит тому, как обрести совершенную любовь ко всем живым существам с помощью простого метода — любви к Кришне. Даже такая грандиозная попытка установить мир и гармонию в человеческом обществе, как создание Организации Объединенных Наций, не увенчалась успехом, потому что людям неизвестен метод, позволяющий достичь этого». Завершая «Бхагавад-гиту» (18.66), Господь Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам зкам таранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего». Тех, кому из-за каких-либо препятствий или из страха пренебречь другими обязанностями не хватает решимости полностью предаться Господу, Кришна заверяет, что бояться нечего. Шрила Прабхупада пишет: «Кришна говорит: ма шучах — „Ничего не бойся, отбрось все сомнения и ни о чем не беспокойся". Эти слова очень важны. Кто-то может недоумевать: „Как это — отказаться от всех форм духовной практики и просто предаться Кришне?" Однако подобные беспокойства напрасны». НАРАДА-БХАКТИ-СУТРА - ТАЙНЫ ЛЮБВИ К БОГУ. A.Ч. #БхактиведантаСвами #ШрилаПрабхупада и его ученики #ISKCON

Теги других блогов: преданность служение СУТРА 9