‼Строго следовать указаниям авторитетных священных писаний и наставлениям истинного духовного учителя‼
СУТРА 12*
бхавату нишчайа-дардхйад урдхвам шастра-ракшанам
бхавату — пусть будет; нишчайа — уверенности; дар-дхйат — укрепления; урдхвам —после; шастра — священным писаниям; ракшанам — следование.
Даже обретя твердую убежденность в том, что преданное служение — единственный способ достичь совершенства жизни, человек должен продолжать следовать указаниям священных писаний.
КОММЕНТАРИЙ: Обретя твердую убежденность в важности преданного служения, человек вручает себя Верховному Господу. Существует шесть принципов вручения себя Богу:
1) Следует совершать только те действия, которые благоприятствуют преданному служению Кришне.
2) Нужно оставить все, что неблагоприятно для преданного служения.
3) Человек должен твердо верить, что Кришна защитит его при любых обстоятельствах и что нет лучшего защитника, чем Кришна. Подобную убежденность нужно отличать от монистических представлений, согласно которым живое существо ни в чем не уступает Кришне. Напротив, следует думать, что Кришна, Бог, велик и что мы всегда находимся под Его защитой.
4) Следует быть твердо уверенным в том, что именно Кришна поддерживает наше существование и нет нужды обращаться за помощью к полубогам.
5) Нужно всегда помнить, что у нас нет независимости ни в поступках, ни в желаниях. Иными словами, преданный должен чувствовать свою полную зависимость от Кришны и действовать и думать так, как того хочет Кришна.
6) Следует всегда считать себя самым жалким и ничтожным, полностью зависящим от милости Кришны.
Преданный, который следует этим шести принципам вручения себя Богу, всегда думает: «О Господь, я полностью принадлежу Тебе, я Твой вечный слуга». Так чистый преданный остается свободным от всякой скверны. В «Шримад-Бхагаватам» (11.29.34) есть замечательный стих:
мартйо йада тйакта-самаста-карма ниведитатма вичикиршито метадочртатвам пратипадйамано майатма-бхуйайа ча калпате ваи
«Человек, оставивший всякую кармическую деятельность, всецело вручивший себя Мне и страстно желающий служить Мне, обретает освобождение из круговорота рождений и смертей и достигает положения, в котором он разделяет со Мной Мои богатства». Чтобы подняться до такого уровня преданности, нужно следовать указаниям священных писаний. Но, даже достигнув высот в преданном служении, не надо думать: «Я уже поднялся на высшую ступень, поэтому теперь мне можно нарушать правила преданного служения, изложенные в шастрах».
Преданное служение дремлет в сердце каждого живого существа, ибо по природе своей все живые существа — частички Верховного Господа. Для части естественно служить целому. Например, части тела служат всему телу. Руки и ноги служат телу; подобно этому, каждое живое существо, будучи неотъемлемой частичкой Верховного Господа, в своем здоровом состоянии обязано служить Ему. Если живое существо не делает этого, значит, оно нездорово. Но тот, кто использует все органы тела в трансцендентном любовном служении Господу, сразу приходит в нормальное, здоровое состояние.
Преданный должен вовлекать свои чувства в служение Господу, руководствуясь указаниями авторитетных священных писаний и следуя наставлениям истинного духовного учителя. Обучение преданному служению начинается с того, что человек слушает наставления «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Существует много авторитетных книг, содержащих в себе духовное знание, но все они в той или иной степени являются дополнениями к «Бхагавад-гиге» и «Шримад-Бхагаватам». Даже «Нарада-бхакти-сутра» — эго краткое изложение «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Итак, преданное служение начинается с того, что мы слушаем эти два важнейших произведения, исполненных трансцендентной мудрости. Просто слушая эти две книги из уст истинного духовного учителя, мы обретаем знание о преданном служении, дремлющем в нашем сердце.
Преданное служение, которым человек занимается под руководством духовного учителя и согласно предписаниям шастр, называется вайдхи-бхакти. Это часть садхана-бхакти,практического преданного служения. Другая составляющая садхана-бхакти — это рагануга-бхакти, спонтанное преданное служение.
Тот, кто хочет подняться до уровня рагануга-бхакти, должен под руководством духовного учителя следовать наставлениям авторитетных священных писаний. В данной сутре сказано, что даже человек, находящийся на очень высокой ступени преданного служения, должен выполнять правила и предписания, изложенные в шастрах. Что же тогда говорить о тех, кто находится на более низком уровне? Иными словами, чтобы подняться до уровня беспримесного преданного служения, новички в преданном служении должны строго и тщательно следовать правилам и предписаниям шастр.
Как упоминалось выше, строгое следование правилам, регламентирующим преданное служение, называется вайдхи-бхакти. Главный принцип вайдхи-бхакти объясняется в «Шримад-Бхагаватам» (2.1.5):
тасмад бхарата сарватма
бхагаван йшваро харих
шротавйах кйртитавйаш ча
смартавйаш чеччхатабхайам
«Человек, который серьезно относится к своему прогрессу на пути преданного служения, должен постоянно думать о Верховной Личности Бога, всегда прославлять Господа и слушать о Его деяниях». Таковы первые положения. с которых начинается следование предписаниям шастр.В «Шримад-Бхагаватам» (11.5.2) говорится:
мукха-бахуру-падебхйах
пурушасйашрамаих саха
чатваро джаджнире eapi i
гунаир випрадайах пртхак
Каждый человек, кем бы он ни был, исходит из той или иной части вселенской формы Верховного Господа, вират-пуруши. Брахманы (интеллигенция) исходят из Его лица, кшатрии (воины и руководители) — из рук, вайшьи (крестьяне и торговцы) — из бедер, а шудры(рабочие) — из стоп. Какое бы положение мы ни занимали, у нас есть определенные функции в служении Высшему Целому, Личности Бога. Если же мы не используем свои индивидуальные склонности в служении Господу, то находимся в падшем состоянии, словно часть тела, отделенная от него и потому бесполезная.Как сказано в «Падма-пуране», суть всех регулирующих принципов, изложенных в священных писаниях, состоит в том, чтобы всегда помнить о Господе Вишну, или Кришне, и никогда не забывать Его. Поэтому нам следует построить свою жизнь так, чтобы помнить о Верховном Господе, чем бы мы ни занимались. Любая деятельность, которая напоминает человеку о Верховном Господе, является предписанной в преданном служении, а любая деятельность, вынуждающая человека забыть о Боге, является запрещенной для преданных.
В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.115-128) Господь Чайтанья перечисляет шестьдесят четыре регулирующих принципа, которым должен следовать человек, чтобы подняться на высочайшую ступень преданного служения. И, как подчеркивается здесь, в 12-й сутре, даже достигнув этого уровня, нужно продолжать следовать наставлениям священных писаний, касающимся преданного служения. Вот эти шестьдесят четыре принципа:
1) Принять покровительство истинного духовного учителя.
2) Получить от него посвящение.
3) Служить духовному учителю.
4) Слушать наставления духовного учителя и задавать ему вопросы о том, как продвигаться по пути преданного служения.
5) Следовать по стопам ачарьев прошлого и подчиняться указаниям духовного учителя.
6) Быть готовым ради удовлетворения Кришны отказаться от чего угодно, а также принимать все, что доставляет удовольствие Кришне.
7) Жить там, где присутствует Кришна, — например, во Вриндаване, Матхуре или в храме Кришны.
8) Свести свои потребности к минимуму, но при этом иметь все необходимое для того, чтобы заниматься преданным служением.
9) Соблюдать посты в определенные дни, такие как экадаши.
10) Поклоняться коровам, брахманам, вайшнавам и священным деревьям, таким как баньян.Перечисленные десять принципов преданного служения являются начальными. Последующие принципы таковы:
11) Не следует наносить оскорбления святому имени, Божеству и т.д.
12) Следует избегать общения с непреданными.
13) Не нужно стремиться иметь много учеников.
14) Не следует отвлекаться на поверхностное изучение множества книг, чтобы выглядеть в глазах других очень образованным. Чтобы заниматься преданным служением, достаточно внимательно изучать такие книги, как #БхагавадГита , #ШримадБхагаватам и #ЧайтаньяЧаритамрита ...
15) Не следует беспокоиться ни из-за потерь, ни из-за приобретений.
16) Ни при каких обстоятельствах не следует позволять себе предаваться скорби.
17) Не следует поносить полубогов, но не нужно и поклоняться им. Аналогичным образом не следует критиковать другие священные писания, но и не требуется следовать изложенным в них принципам.
18) Не следует терпеть поношений в адрес Верховного Господа или Его преданных.
19) Не следует вести праздные разговоры, например разговоры о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами.
20) Не нужно без необходимости причинять беспокойство ни одному живому существу, кем бы оно ни было.Перечисленные выше двадцать пунктов — врата в преданное служение. Три из них: принять покровительство духовного учителя, получить от него посвящение и служить ему — самые важные.
Далее идут следующие пункты: 21) Слушать о Господе. 22) Прославлять Его. 23) Помнить о Нем. 24) Служить лотосным стопам Господа и Его преданных и медитировать на них. 25) Поклоняться Ему. 26) Молиться Ему. 27) Считать себя вечным слугой Господа. 28) Стать другом Господа. 29) Предлагать Господу все свое имущество. 30) Танцевать перед Божеством. 31) Петь перед Божеством. 32) Рассказывать Господу о своих жизненных ситуациях. 33) Склоняться перед Господом. 34) В определенных ситуациях вставанием выражать почтение духовному учителю и Верховному Господу. 35) Следовать за духовным учителем или Верховным Господом во время праздничных процессий. 36) Посещать места паломничества и храмы, в которых поклоняются Верховному Господу. 37) Совершать обход вокруг храма. 38) Возносить молитвы. 39) Тихо повторять имя Господа. 40) Вместе с другими преданными громко петь имя Господа. 41) Вдыхать запах благовоний и цветов, предложенных Божеству. 42) Вкушать остатки пищи, предложенной Божеству. 43) Регулярно присутствовать на церемонии арати, которая совершается для Божества, а также посещать особые празднества в честь Божества. 44) Регулярно созерцать Божество. 45) Предлагать Верховному Господу самое дорогое из того, что у нас есть. 46) Медитировать на имя Господа, Его облик, игры и т. д. 47) Поливать деревце туласи. 48) Служить преданным Господа. 49) Стараться жить во Вриндаване или Матхуре. 50) Наслаждаться чтением «Шримад-Бхагаватам». 51) Быть готовым ради Кришны пойти на любой риск. 52) Всегда надеяться на милость Кришны. 53) Отмечать в кругу преданных такие торжества, как Джанмаштами (День явления Господа Кришны) и Рама-навами (День явления Господа Рама-чандры). 54) Полностью вручить себя Кришне. 55) Соблюдать особые правила, в частности те, которым нужно следовать в месяц карттика (октябрь-ноябрь). 56) Наносить на тело вайшнавский тилак (знаки, которые наносятся глиной). 57) Писать на теле святые имена Бога. 58) Носить цветочные гирлянды, которые были предложены Верховному Господу. 59) Пить чаранамриту, воду, которой омывали лотосные стопы Божества.
Из этих пятидесяти девяти пунктов пять считаются настолько важными, что упоминаются отдельно еще раз, и, таким образом, всего получается шестьдесят четыре принципа преданного служения. Вот эти пять пунктов: 60) общаться с преданными, 61) повторять святое имя Господа, 62) слушать «Шримад-Бхагаватам», 63) жить в месте паломничества, например в Матхуре, и 64) с верой и благоговением поклоняться Божеству.
НАРАДА-БХАКТИ-СУТРА - ТАЙНЫ ЛЮБВИ К БОГУ.
A.Ч. #БхактиведантаСвами #ШрилаПрабхупада и его ученики #ISKCON