ПРЕДАННЫЙ ВСЕГДА КОНТРОЛИРУЕТ УМ и ЧУВСТВА -
ИСПЫТЫВАЯ РАДОСТЬ ОТ СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДУ
СУТРА 14*
локе ’пи тавад эва бходжанади-вйапарас тв а-шарира-дхаранавадхи
локе — в общественных делах; апи — также; тават — всё то время; эва — поистине;бходжана — принятие пищи; ади — и прочая подобная; вйапарах — деятельность; ту — и;а-шарйра-дхарано-авадхи — пока у него есть материальное тело.
Пока существует тело, нужно всегда стараться свести к минимуму свою общественную и политическую деятельность, а также еду и другие телесные потребности.
КОММЕНТАРИЙ: Духовная жизнь начинается с понимания человеком того, что он — не тело. Все наши связи в материальном мире, будь то связи на почве политической и общественной жизни или на почве еды, сна, защиты и совокупления, существуют лишь потому, что у нас есть материальное тело. До тех пор, пока человек полностью не осознает, что он — не тело, он не сможет постичь свое истинное «я».
В #БхагавадГита (18.54) Господь Кришна описывает самоосознание следующим образом:
брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам
«Признаком самоосознания уровня брахма-бхуты является ощущение радости. Человек, достигший этого уровня, никогда не скорбит об утратах и не испытывает восторга по поводу каких бы то ни было приобретений. Его духовное знание позволяет ему видеть всех равными. Таковы предварительные качества, необходимые для того, чтобы приступить к чистому преданному служению».
Однако чистое преданное служение столь могущественно, что человек может сразу встать на этот путь, а не стараться сначала достичь уровня брахма-бхуты. Искренний преданный, занятый служением Господу, естественным образом оказывается на уровне брахма-бхуты. Единственная обязанность преданного, как упоминалось ранее, — строго следовать принципам регламентированного преданного служения. Его не должны слишком заботить общественные или политические обязанности, ибо вся подобная деятельность относится к телу. Кроме того, преданный должен следовать определенным ограничениям в своем питании —- это тоже играет важную роль в преданном служении. Преданный не должен есть всё, что ему нравится; он должен питаться только тем, что было предложено Господу. Господь ясно говорит (Б.-г., 9.26), что примет цветок, плод, листок или немного воды, если они предложены Ему с любовью и преданностью. (Следует отметить, что Верховный Господь принимает только пищу из растительного царства, а также молочные продукты. «Вода» включает в себя молоко и молочные продукты.)
Господь не испытывает голода и не страдает от бедности, поэтому Он не нуждается в наших подношениях. На самом деле предложить Ему какую-нибудь пищу — в наших собственных интересах, ибо, если Верховный Господь милостиво примет наше подношение, мы получим от этого благо. Господь ни в чем не имеет недостатка; однако, чтобы установить универсальный принцип, согласно которому каждый может что-нибудь предложить Ему, Он принимает даже самое скромное подношение — если оно сделано с любовью. Даже самый бедный человек может взять цветок, листок и немного воды и предложить их Верховному Господу.Всем преданным Кришны надлежит избегать пищи, не предложенной Верховному Господу. Преданного, который не следует строго этому принципу, ожидает падение. Аналогичным образом тот, кто отказывается от прасада, остатков пищи, предложенной Кришне, не сможет стать преданным.
В #ШримадБхагаватам (5.5.3) Господь Ришабхадева говорит, что человек, полный решимости стать чистым преданным, всячески избегает общения с обычными людьми, которые только и делают, что едят, спят, защищаются и совокупляются, проявляя таким образом животные наклонности. Обычные люди принимают тело за самих себя и потому всегда стараются заботиться о нем как можно лучше. Преданному не следует общаться с такими людьми. Ему также не следует проявлять чрезмерную привязанность к членам своей семьи, понимая, что лишь по воле случая жизнь свела его с женой, детьми и другими родственниками. С духовной точки зрения никто не является чьей-либо женой, чьим-либо ребенком, мужем или отцом. Каждый приходит в этот мир согласно своим прошлым деяниям и принимает покровительство отца и матери, но в действительности никто не является чьим-либо отцом или матерью. Хотя преданному следует понимать эти истины, это не значит, что он должен относиться к своей семье с пренебрежением. Его обязанность — содержать членов своей семьи, делая это из чувства долга, без привязанности; кроме того, он должен наставлять их в науке сознания Кришны.
Итак, идет ли речь о политической и общественной жизни или о таких вещах, как еда, сон, совокупление и самозащита, преданный должен избегать любых действий, оскверненных материальной привязанностью. Слово бходжанади, употребленное в этой сутре, указывает на четыре пристрастия: еду, сон, самозащиту и совокупление. Преданный не ест ничего, что не было предложено Кришне, а также не спит больше, чем необходимо. Известно, что такие великие преданные, как Санатана Госвами и Рупа Госвами, спали не более полутора часов в сутки, и даже на это шли с неохотой. Таким образом, сон тоже следует ограничить. У того, кто всегда преданно служит Господу, естественным образом остается очень мало времени на сон. Сон — одна из потребностей тела, а не души, поэтому, по мере того как человек совершенствуется в преданном служении, его склонность ко сну уменьшается.
Подобно этому, преданный сводит к минимуму свою склонность к самозащите. Чистый преданный знает, что он находится под покровительством всемогущего Верховного Господа, и потому не слишком беспокоится о том, чтобы защитить себя. Хотя в вопросах самозащиты нужно руководствоваться здравым смыслом, преданный уверен, что без защиты со стороны Господа Кришны ни одному человеку не под силу уберечь себя от опасностей, каким бы специалистом в области самообороны он ни был.
Точно так же преданный сводит к минимуму или совсем исключает секс. Он не вступает в половые отношения без разбору, плодя потомство, подобно кошкам и собакам. Если уж он зачинает детей, то делает все, чтобы они возвысились до уровня сознания Кришны, — тогда им больше не придется рождаться в материальном мире и страдать. Преданный обязан таким образом позаботиться о своих детях.
Большинство людей в материальном мире заняты деятельностью, направленной на удовлетворение чувств, и потому связаны законами, по которым функционируют гуны материальной природы. Воистину, чем больше человек потворствует своим чувствам, тем дольше он будет оставаться в материальном мире. Преданный действует иначе: он знает, что он — не тело и что, пока он находится в теле, ему придется испытывать тройственные материальные страдания. Поэтому, чтобы ослабить связывающие его путы материи и облегчить свой прогресс в духовной жизни, он сводит к минимуму свою общественную и политическую деятельность, а также еду, сон, самозащиту и совокупление.
НАРАДА-БХАКТИ-СУТРА - ТАЙНЫ ЛЮБВИ К БОГУ.
A.Ч. #БхактиведантаСвами #ШрилаПрабхупада и его ученики #ISKCON