БХАКТИ ЭТО СИЛЬНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К РАЗНООБРАЗНЫМ СПОСОБАМ ПОКЛОНЕНИЯ ГОСПОДУ СУТРА 16 пуджадишв анурага ити парашарйах пуджа-адишу — к поклонению и тому подобному; анурагах — сильная привязанность;ити — так полагает; парашарйах — Вьясадева, сын Парашары. Шрила Вьясадева, сын Парашары Муни, говорит, что бхакти — это сильная привязанность к разнообразным способам поклонения Господу. КОММЕНТАРИЙ: В предыдущей сутре Нарада Муни обещал рассказать о некоторых признаках бхакти согласно различным авторитетным мнениям. В #ШримадБхагаватам (6.3.20) упомянуты двенадцать махаджан — личностей, сведущих в науке сознания Кришны, — и разные махаджаны могут делать акцент на разных аспектах бхакти. Качества и развлечения Верховного Господа безграничны, и вполне естественно, что разных преданных привлекают разные формы служения, но при этом все преданные сходятся в сиддханте (признанных заключениях). Бхакти не является предметом постоянных умствований, подобных тем, которым предаются западные философы. Первое мнение, которое предлагает нашему вниманию Нарада, принадлежит Шриле Вьясадеве, одному из многочисленных возвышенных учеников Нарады. Поскольку Вьясадева — верный ученик Нарады, а также составитель Вед, его взгляды не противоречат взглядам Нарады. Для описания бхакти Вьяса использует слова пуджа и анурага. Слова эги обозначают поклонение Господу с искренней любовью и огромной привязанностью. Непреданные тоже могут совершать пуджу, однако они относятся к ней как к обычному ритуалу. Например, майявади придерживаются оскорбительных представлений о поклонении Господу. Они считают пуджу «замечательным средством, помогающим сосредоточить ум на Всевышнем», но при этом на самом деле майявади думают, что благодаря пудже они смогут увидеть тождество Бога, Брахмана и Атмана (души). Иначе говоря, майявади думают, что, поклоняясь Богу, они станут Богом. Они прямо заявляют, что во время поклонения Божеству человек прежде всего должен размышлять о своем единстве с Брахманом. Такое «поклонение» двулично и лишено веры. Майявади тоже может предлагать Божеству фрукты или цветы, но его целью является не развитие любви к Богу, а достижение абсолютного единства со Всевышним. Именно этой цели он рассчитывает достичь, подражая действиям преданного. Кришна провозглашает в #БхагавадГита (4.11): йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам — «Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его». Поэтому тем, кто желает погрузиться в сияние Верховной Личности, Господь дарует это безличное положение. Некоторые говорят, что мысленное поклонение Господу выше, чем поклонение внешнее, однако #ШрилаПрабхупада не проводил подобных различий. В «Нектаре преданности» рассказывается о брахмане из Южной Индии, который поклонялся Божеству мысленно. Этот брахман был беден и не имел возможности приобрести необходимые для пуджи принадлежности. Поэтому он в уме представлял, как приносит золотые и серебряные сосуды, наполняет их водой и проводит роскошное поклонение Божеству. Близкий преданный Господа #ЧайтаньяМахапрабху , Нрисимхананда Брахмачари, также совершал поклонение мысленно. Например, однажды он представил, что украшает цветами и драгоценными камнями дорогу, по которой должен был пройти Господь Чайтанья. Таким образом, мысленное поклонение Господу, несомненно, является авторитетным. Но, хотя преданные при определенных обстоятельствах могут совершать мысленное поклонение, они, когда есть возможность, не избегают предлагать Господу горящие светильники, благовония и тому подобное, как это предписывается делать в храмовом поклонении. Кроме того, либо мысленно, либо внешне они всегда поклоняются духовной форме Личности Бога. Пуджа, которую проводит искренний преданный, не бывает механичной и всегда совершается с анурагой, сильной привязанностью к Господу. В истинном поклонении задействованы ум, чувства и все части тела. Поэтому поклонение не является чем-то ограниченным — оно подразумевает, что все функции нашего ума и чувств задействованы в служении Всевышнему. Господь Кришна говорит: ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате ити матва бхаджанте мам будха бхава-самапвитах «Я — источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем» (Б.-г., 10.8). В другом стихе Кришна говорит о махатмах так: «Эти великие души всегда поклоняются Мне с преданностью» (Б.-г„ 9.14). Поклонение может включать в себя множество видов деятельности, но само слово пуджа относится главным образом к поклонению арча-виграхе, Божеству, установленному в храме. Хотя Господь Чайтанья — это Сам Шри Кришна, Он поклонялся Господу Джаганнатхе в Пури. Господь Чайтанья каждый день посещал этот храм и созерцал Божество Джаганнатхи, испытывая при этом огромное трансцендентное блаженство. А в дни перед Ратха-ятрой, когда Джаганнатху нельзя увидеть в храме, потому что Его тело обновляют, Господь Чайтанья, переживая разлуку с Ним, уходил из Джаганнатха-Пури в Алаланатху. Таким образом, поклонение Божеству предназначено не только для начинающих и не является вспомогательным средством в медитации на безличный Брахман. Поклонение Божеству — неотъемлемая часть преданного служения. Хотя в нынешнюю эпоху главным методом преданного служения является пение святых имен, бхакта должен также поклоняться арча-виграхе, чтобы противостоять склонности к осквернению, которая так сильна в Кали-югу. Таково мнение Шрилы Дживы Госвами.Читая «Шримад-Бхагаватам», мы узнаём, что понимание Вьясадевой поклонения Господу не ограничивается только храмовым поклонением арча-виграхе. В Седьмой песни #ШримадБхагаватам Махараджа Прахлада упоминает девять методов преданного служения. Шрила Вьясадева (как и Шрила Прабхупада) часто подчеркивает первые два пункта в этом перечне — слушание и повторение прославлений Господа, считая их самыми главными, особенно в нынешнюю эпоху. Тем не менее сильную привязанность к поклонению Господу можно обрести, с верой следуя любому из девяти методов бхакти. НАРАДА-БХАКТИ-СУТРА - ТАЙНЫ ЛЮБВИ К БОГУ. A.Ч. #БхактиведантаСвами #ШрилаПрабхупада и его ученики #ISKCON

Теги других блогов: бхакти поклонение Вьясадева