ОТНОШЕНИЯ с КРИШНОЙ ИСПОЛНЕНЫ ВЫСШЕГО СЧАСТЬЯ😍
СУТРА 18
атма-ратй-авиродхенети шандилйах
атма — в отношениях с Высшей Душой; рати — удовольствия; авиродхена — свободой от препятствий; ити — так; ша ,дилйах — Шандилья.
По словам Шандильи, бхакти — это результат того, что живое существо устраняет все препятствия, мешающие ему черпать наслаждение в отношениях с Высшей Душой.
КОММЕНТАРИЙ: Шандилья говорит об атма-рати — о том, чтобы «черпать наслаждение в своем ,,я“». Но что значит «черпать наслаждение в своем ,,я“»? В соответствии с наукой бхакти наслаждение индивидуальному «я» (дживатме) приносит преданное служение Высшему «Я», Личности Бога. #ШрилаПрабхупада объясняет в «Нектаре преданности» (гл. 35): «Преданные, осознавшие себя души, проповедующие славу Господа, всегда хранят в своем сердце экстатическую любовь к Господу и потому купаются в лучах луны экстаза. Таких людей называют святыми». Состояние брахма-бхута, в котором живое существо испытывает радость осознания своей вечной природы, — только начало духовной жизни. Мукти, освобождение, если подразумевать под этим безличное освобождение от круговорота рождения и смерти, также не является высшей целью.
В «Ади-пуране» сказано: «Человек, постоянно повторяющий святое имя и испытывающий трансцендентное наслаждение от служения Господу, обязательно получит все возможности для преданного служения. Такой человек никогда не получает просто мукти» (Нектар преданности, гл. 12). В ведических писаниях есть и множество других высказываний, доказывающих, что преданное служение превосходит все прочие формы освобождения. В «Дамодараштаке», являющейся частью «Падма-пураны», преданный молит:
варам дева мокшам на мокшаваохим ва на чанйам врне ’хам варешад апйхаидам те вапур натха гопала-баламсада ме манасй авирастам ким анйаих
«О Господь Дамодара, Ты можешь даровать любые благословения, но я не молю Тебя ни о безличном, ни о высочайшем освобождении (обретении вечной жизни на Вайкунтхе), ни о каком другом подобном благе. О Господь, я хочу лишь, чтобы Ты в этом образе маленького Гопалы, живущего во Вриндаване, всегда пребывал в моем сердце. Зачем мне какие-то другие благословения?» (Дамодараштака, 4).
Если человеку, идущему по духовному пути, никогда не доводилось слышать от чистых преданных о величии преданного служения, он может искать атма-рати в осознании безличного Брахмана. К примеру, четыре Кума-ра и Шукадева Госвами достигли осознания Брахмана, но при этом никогда не были настроены оскорбительно по отношению к Верховной Личности Бога. Стоило Кумарам и Шукадеве познакомиться с чистым сознанием Кришны, как они тут же оставили свои имперсональные представления и обрели сильное желание преданно служить Господу. Однако упрямые майявади, которые осмеивают преданное служение, относятся совсем к другой категории. Господь Чайтанья провозгласил, что майявади — отъявленные оскорбители Господа и общения с ними нужно избегать.
Типичным примером яда, скрывающегося в философии майявады, является толкование ее последователями выражения атма-рати, употребленного в этой сутре. Майявади утверждают, что поклонение (пуджа) и беседы о Господе (кришна-катха), упомянутые в двух предыдущих сутрах, предназначены для того, чтобы привести живое существо к атме, которая находится выше Личности Бога. Таков подход имперсоналистов к бхакти, в которой они видят всего лишь временное средство. Они будут поклоняться Господу и слушать о Его лилах, но лишь ради того, чтобы в конечном счете отвергнуть Личность Бога.
Пребывая в заблуждении, они думают, что их медитация позволит им осознать, будто они — всепроникающий Брахман: «Я есть всё».
Однако если высшее блаженство состоит в том, чтобы знать: «Я — Бог» (как утверждают майявади), то почему мы не испытывали этого блаженства до сих пор? Если по своей природе я действительно во всех отношениях тождествен всепроникающему Богу, как случилось, что эта моя природа оказалась скрытой? Что за сила смогла одолеть верховную атму? На самом деле индивидуальные атмы, будучи крошечными, могут попадать под покров майи, тогда как верховную атму, Личность Бога, майя никогда не покрывает и не отделяет от Его сач-чид-ананда-виграхи, вечного духовного облика, исполненного знания и блаженства. Итак, хотя индивидуальная душа ни при каких обстоятельствах не может стать Богом и никогда не была Им, она может стремиться к своему истинному совершенству — положению вечного любящего слуги Господа.
Прямые утверждения ведических писаний последовательно опровергают философию майявады. В начале #БхагавадГита (2.12) Господь Кришна ясно дает понять, что как Он Сам, так и все атмы вечно обладают индивидуальностью. На поле битвы Курукшетра, где два огромных войска сошлись, чтобы вступить в сражение, Кришна сказал Арджуне:
на те эвахам джату насам на твам неме джанадхипах на чаива на бхавишйамах сарве вайам атах парам
«Не было такого времени, когда бы не существовал Я, ты и все эти цари, и в будущем никто из нас не перестанет существовать».
Далее в #БхагавадГита (15.7) Кришна повторяет эту мысль: мамаивамшо джйва-локе джйва-бхутах санатанах. «Живые существа в материальном мире — Мои вечные отделенные частицы». Помимо этого, в «Риг-веде» и в Упанишадах говорится, что индивидуальная атма и Параматма вместе пребывают в сердце живого существа, подобно двум птицам, сидящим на дереве. По милости Параматмы, Высшей Души, атма может осознать Свое вечное предназначение — исполненное блаженства любовное служение Верховному Господу.
Попытки выдумать бхакти, в которой нет вечного служения Верховной Личности Бога, предпринимают люди с демоническим умом. Для того чтобы истинная бхакти могла существовать, необходимы три фактора: Бхагаван (Верховный Господь), бхакта (вечный, подчиненный слуга) и бхакти (взаимообмен любовью между Бхагаваном и бхактой).
Майявади игнорируют или искажают прямые утверждения священных писаний, а также слова махаджан. Нет необходимости обсуждать здесь их толкования, достаточно лишь отметить, что майявади нередко проявляют интерес к бхакти-шастрам, поскольку их собственная медитация кажется им слишком скучной. Тогда они обращаются к таким книгам, как «Бхагавад-гита», #ШримадБхагаватам и «Нарада-бхакти-сутра», однако намерения этих людей противоречат целям бхакти. Проповедуя, что формы и воплощения Господа Вишну материальны, майявади наносят Господу тяжкое оскорбление.
Господь Кришна говорит в #БхагавадГита (9.11-12):
аваджананти мам иудха манушйм танум ашритам парам бхавам аджананто мама бхута-махешвараммогхаша могха-кармано могха-джнана вичетасах ракшасйм асурйм чаивапракртим мохинйм шритах
«Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в облике человека. Им неведома Моя духовная природа верховного повелителя всего сущего. Заблудшие и сбитые с толку, они придерживаются демонических, безбожных взглядов, и потому их надежды на освобождение никогда не сбываются, а все их попытки преуспеть и обрести знание постигает крах».
Испытать подлинную атма-рати мы можем лишь в наших вечных, исполненных любви взаимоотношениях с Кришной — источником всего наслаждения. Даже стремясь к наслаждению при помощи материальных чувств, мы косвенным образом стремимся к атма-рати. Мы получаем наслаждение при помощи глаз, языка или ушей только потому, что в живом теле присутствует душа. Телесные наслаждения зависят от присутствия атмы, а наслаждение атмы зависит от Параматмы. Параматма же является экспансией Шри Кришны, изначальной формы Личности Бога. Таким образом, в любых обстоятельствах мы ищем исполненных блаженства взаимоотношений с Кришной. Черпать удовлетворение в своем «я» на самом деле значит черпать удовлетворение в любовном служении Кришне, Высшему «Я».
НАРАДА-БХАКТИ-СУТРА - ТАЙНЫ ЛЮБВИ К БОГУ.
A.Ч. #БхактиведантаСвами #ШрилаПрабхупада и его ученики #ISKCON