ИСТИННОЕ БЛАГО ЭТО СВОБОДА ОТ ЭГОИЗМА☝
СУТРА 19
нарадас ту тад-арпитакхилачарата тад-висмаране парама-вйакулатети
народах — Нарада; ту — но; тат — Ему; арпита — предложенная; акхила — вся; ачарата — своя деятельность; тат — Его; висмаране — в забвении; парама — величайшее; вйакулата — страдание; ити — так.
Но по мнению Нарады, бхакти заключается в том, что человек каждое свое действие посвящает Всевышнему и испытывает невыносимые страдания, когда забывает о Господе.
КОММЕНТАРИЙ: Ранее Нарада привел три определения бхакти, в соответствии с мнениями трех мудрецов. Итак, бхакти — это:
1) стремление поклоняться Господу всевозможными способами,
2) желание слушать слова Господа или повествования о Господе
и 3) устранение всех препятствий, мешающих черпать наслаждение в Высшей Душе. Теперь Нарада излагает собственное мнение, которое не противоречит предыдущим взглядам, а является их наивысшим развитием.
Из всех форм Верховного Господа изначальной и самой привлекательной является форма Шри Кришны. Аналогичным образом лучшие из всех вайшнавов — чистые преданные Господа, живущие во Вриндаване. Господь Чайтанья провозгласил, что самый лучший метод поклонения Кришне — тот, который применяли гопи Вриндавана. Здесь Нарада говорит, что чистый преданный испытывает невыносимые страдания, когда забывает Господа даже на мгновение. Но в случае гопи и речи не могло быть о том, чтобы забыть Кришну, — они были настолько поглощены мыслями о Нем, что даже не могли заниматься домашними делами. Порой любовные взаимоотношения гопи с Кришной достигали такой интенсивности, что гопи обвиняли Кришну в неверности и выражали желание забыть Его. Однако они были неспособны это сделать. Шримати Радхарани, главная из гопи, говорила:
Нам ли не знать, каким неблагодарным может быть Кришна! Но вот незадача: хотя Он так жесток и бессердечен, мы не можем перестать говорить о Нем. Не только мы — даже великие мудрецы и святые всегда ведут о Нем разговор. Мы, гопи Вриндавана, не желаем больше дружить с этим смуглокожим юношей, но не представляем себе, где найти силы, чтобы не вспоминать о Нем и не говорить о Его поступках («Кришна, Верховная Личность Бога», гл. 47).
Однажды Господь Чайтанья, движимый глубочайшим смирением, объявил, что у Него нет ни капли любви к Кришне. Он сказал: «Если бы Я по-настоящему любил Кришну, разве смог бы Я жить без Него?» Разумеется, такое настроение говорит не об отсутствии любви, а о прямо противоположном — о том, что Господь Чайтанья был исполнен самой возвышенной, чистой любви к Кришне. Хотя Господь Чайтанья и гопи не могли ни на миг позабыть о Кришне, они все равно испытывали боль от разлуки с Ним. В «Шикшаштаке» (7) Господь Чайтанья молится:
йугайитам нимишена чакшуша правршайитам шунйайитам джагат сарвам говинда-вирахена ме
«О Говинда! Каждый миг в разлуке с Тобой кажется мне вечностью. Слезы струятся из моих глаз, как потоки дождя, и без Тебя весь мир кажется мне пустым».
Нарада говорит здесь, что важнейшей составляющей бхакти является стремление каждое свое действие посвящать служению Господу. В отличие от преданности своему делу в материальном мире, посвящение всех своих действий Кришне является всеобъемлющим. Поскольку Господь Кришна — совокупность бытия, чистый преданный может ощущать присутствие Господа в любых обстоятельствах. И поскольку Господь всепривлекающ, преданного все больше и больше влечет к своему возлюбленному.
Кришна провозглашает в #БхагавадГита (6.30):
йо мам пашйати сарватра сарвам ча майи пашйати тасйахам на пранашйами са ча ме на пранашйати
«Для того, кто видит Меня во всем сущем и все сущее во Мне, Я никогда не буду потерян, и он никогда не будет потерян для Меня».
Материалистам, с их неуемным интересом к удовлетворению чувств, любовь преданного может показаться навязчивой идеей, граничащей с безумием. Однако любовь к Кришне действительно дает человеку возможность прикоснуться к этой истине: Кришна есть всё.
Кто-то может спросить: не противоречат ли описанные здесь острые мучения, переживаемые в разлуке с Кришной, тому, о чем сказано в 18-й сутре, где Шандилья определяет бхакти как блаженство самоосознания? Но никакого противоречия нет, поскольку боль разлуки, которую чувствовал Господь Чайтанья и другие чистые преданные, есть разновидность трансцендентного блаженства. В сфере духовных эмоций, которые испытывают преданные, достигшие уровня премы (любви к Богу), и печаль, и радость абсолютны и исполнены блаженства. Философы-теоретики и преданные, не достигшие таких высот, этого не знают, однако примеры тому мы находим в священных писаниях, а также в жизни святых, постигших свою истинную природу.
Если преданный вручил себя Кришне, это означает, что он ничего не хочет в обмен на свое любовное служение, — он просто хочет доставлять удовольствие Кришне.
Бескорыстие не означает полной утраты своего «я». Полное самоуничтожение невозможно (как бы этого ни хотели последователи философии пустоты). В результате преданного служения разрушается аханкара, ложное эго, на смену которому приходит истинное эго, проявляющееся в понимании: «Я — вечный слуга Господа». Истинное благо для живого существа заключается в свободе от эгоизма, а также в том, чтобы, как Нарада говорит в этой сутре, «каждое свое действие посвящать Верховному Господу». Мы — вечные неотъемлемые частицы Верховного Существа, Кришны; следовательно, мы можем чувствовать полное удовлетворение, лишь только когда доставляем Ему удовольствие. Кршне туште джагат туштам — «Когда Кришна доволен, довольны все».
Новичок в преданном служении учится бескорыстию, вручив себя истинному духовному учителю. Преданному рекомендуется посвятить служению гуру все, что у него есть, и всегда считать духовного учителя своим благожелателем. Преданные, которые посвящают себя бескорыстному служению гуру и Верховному Господу, ничего не хотят в награду за свое служение. И все же в итоге они получают высочайшую награду — возможность близкого общения с Господом. Кришна говорит (Б.-г., 18.65):
ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджй мам намаскуру мам эваишйаси сатйам те пратиджане прийо ’си ме
«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты Мой дорогой друг».
НАРАДА-БХАКТИ-СУТРА - ТАЙНЫ ЛЮБВИ К БОГУ.
A.Ч. #БхактиведантаСвами #ШрилаПрабхупада и его ученики #ISKCON